О храме

Каждый раз, когда я вижу наш Могочинский храм Рождества Христова или бываю в нем, задаюсь вопросами: «Кто был основателем его? Как он появился у нас в городе? И была ли у нас в Могоче православная церковь раньше?», — так обосновала свой выбор темы для краеведческого исследования ученица школы № 1 г. Могоча Софья Бакшеева. Провести его помогла учитель истории и научный руководитель работы Оксана Вячеславовна Мунгалова. Работы на эту тему Софья написала даже две: одна, посвященная непосредственно истории создания нашего храма, была направлена для участия в заочном конкурсе «В дружбе народов—единство края» и заняла там второе место. Вторая, написанная позже, называлась «Наш храм как модель мира». С ней Софья стала победителем научно-практической конференции для школьников «Шаг в науку-2019» сначала в районе, затем прошла заочный отборочный конкурс на краевом уровне, а 23 марта побывала в Чите уже на очном этапе конференции. Ее работа заняла 4-е место, а сама автор была отмечена грамотой «За духовные устремления и любовь к малой Родине». Мы представляем вниманию читателей публикацию, составленную на основе этих двух работ.

ТАК БЫЛО

Православную церковь приметишь с первого взгляда: строгая прелесть линий, светлая, радостная раскраска, вверху сверкают купола. Наш город, образовавшийся вместе со строительством железной дороги в начале XX века, тоже имел небольшую церковь. Подлинных снимков ее не сохранилось, но среди нас есть люди, которые помнят, где она была расположена. Были опрошены шесть жителей города, которым уже далеко за 70 лет. Что была церковь, помнят по рассказам, а вот ходить туда—не ходили. Их молодость пришлась на время борьбы с религией, многие тогда стыдились признавать даже то, что были крещены в детстве.

После войны церковь перестроили под гостиницу—так и перестал у нас в Могоче существовать храм Божий. Впоследствии гостиница-церковь сгорела, а чуть позже сгорели все здания поблизости. Это и деревянное здание школы № 32, и военкомата, и суда. Последним, уже в 80-е годы, сгорел кинотеатр «Комсомолец». Так что есть все основания полагать, что церковь, действительно, была, а место, где стоит Храм, становится святым, поэтому любое посягательство на него заканчивается плачевно.

И вот начались 90-е годы, тяжелые и в материальном плане, и в нравственном. После распада СССР, роспуска Коммунистической партии наступил, как говорит мой учитель истории, духовный вакуум, пустота. Именно в это время люди снова обратились к Богу. В стране начали постепенно возрождаться храмы. В Могоче тоже встал вопрос о строительстве храма.

ВСЕМ МИРОМ

Из книг я узнала, как закладывались храмы раньше. Сначала обращались к архиерею с тем, чтобы он дал благословение на строительство. В начале 90-х годов в Могоче был отец Анатолий, который, по мнению нынешних служителей церкви, получил благословение на строительство храма. Этот факт не подтверждается документами, да и самого отца Анатолия нет в Забайкалье, а вот протокол собрания руководителей предприятий, Данков, предпринимателей, верующих в архиве имеется.

Церковь обычно ставили на таком месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов. Для Могочинского храма выбрать место оказалось сложно. Были предложения строить церковь там, где она стояла раньше—возле бывшего кинотеатра «Комсомолец» или же возле городского кладбища. По мнению отца Анатолия более благодатного места, чем парк отдыха железнодорожников, было не найти. После долгих обсуждений решили приспособить под временный приход бывшее здание метеостанции—так пишет газета «Могочинский рабочий».

Организовали попечительский совет. В его состав вошли: К. И. Нагель—генеральный директор АОЗТ «Компания «Ключи», В. Ф. Сердюк—начальник ЦМДП-9, Н. И. Пляскин—начальник отделения дороги, В. П. Романенко—начальник дистанции водоснабжения, несколько предпринимателей, а также О. В. Даниловская—представитель от православных верующих. Руководителем попечительского совета был выбран В. И. Колобов, который много сил и времени посвящал этому богоугодному делу.

Первое заседание попечительского совета состоялось 26 июня 1995 г. На нем была образована комиссия, которая и должна была решить вопрос о перестройке старого здания для новых целей.

Храмы на Руси всегда строились соборно, то есть всем миром. Для человека важно участие не только в общей молитве, но и в общем деле. Именно тогда приход становится родным домом. Ведь особенно дорого то, в чем есть частичка нашего труда, тепло наших рук. И возрождение нашего храма не было исключением. Как пишет газета «Могочинский рабочий» от 3 октября 1995 г. в статье «Первые взносы», на счет в банке стали поступать первые взносы от предпринимателей и руководителей крупных предприятий. Предстояло внутреннее оформление прихода. для чего священник выезжал в Москву за приобретением церковной утвари. И уже к 14 ноября 1995 г. в районной газете вышла статья «Дела идут к завершению».

ПЕРВЫЕ СВЯЩЕННИКИ МОГОЧИ

Первым священником в новом храме Рождества Христова г. Могоча стал уроженец нашего района Анатолий Касприк. При нем создается клирос (пение людей на службе). После него в приход был назначен отец Владимир Фомичев. При нем клирос расширился, сформировалась православная община под руководством Ольги Даниловской. И хотя отец Владимир пробыл у нас недолго, до августа 1999 года, он решил много хозяйственных вопросов, связанных с обустройством церкви.

Следующим служителем был отец Владимир Голубенко. При нем начинали проводиться крестные ходы в черте города.

В начале 2000-х годов к нам были направлены отец Евгений Котельников и матушка Ольга. При отце Евгении произошла перестройка храма и появилась часовня в районе городского кладбища. При храме открылась воскресная школа. Летом по воскресеньям во дворе выставляли столы для детей и каждый мог отведать трапезу.

Сейчас эти дети уже повзрослели и с большим теплом отзываются о батюшке. А прихожане говорят, что отец Евгений был очень грамотным человеком, читал проникновенные проповеди. При нем для духовного ограждения города установили первые кресты на окраинах Могочи. У матушки Ольги был красивый голос—альт. Она пела в церковном хоре и руководила им.

Иеромонах Александр Михайлов стал следующим служителем нашего прихода. Он был молод, при нем развивались крестные ходы, закончилась установка поклонных крестов вокруг города с четырех сторон. Священники начали выезжать на периферию. Когда уезжал (а прослужил он у нас год), прихожане плакали, так как он был добрым, отзывчивым человеком.

Отец иерей Владимир Новоспасский продолжил заниматься благоустройством церкви, занялся устройством водоотводных канав—место, определенное храму, особенно болотистое. После него некоторое время постоянного служителя у нас не было, присылали сменных.

И вот к нам приехал протоиерей Виктор Ковалев. Он прослужил примерно пять лет. При нем расширили алтарь, иконную лавку, построили котельную, баню и большую трапезную. Поскольку по первой профессии он был строителем, все хозяйственные вопросы решались быстро. В январе 2014 года произошло знаменательное событие—были приобретены купола для церкви. «Новое дыхание» получила воскресная школа, в ней появились три учителя по изучению музыки, православия, творчества. Отец Виктор стал инициатором проведения в городе православного фестиваля—традиция прижилась и поддерживается до сих пор.

Сейчас служит иерей Владимир Смирнов. Службы идут как в нашем храме, так и на периферии.

УСТРОЙСТВО ХРАМА

Итак, я на пороге православного храма. Войдя в небольшие ворота предхрамового дворика, ощущаю, с какой любовью служители обустраивали его. Место, где стоит наш храм, топкое, летом дожди приносят немало хлопот, приходится отводить ручьи и прокладывать деревянные мостики для прихожан. Но в то же время я увидела здесь и декоративное озерцо с лебедями, сделанными из подручных материалов, и тропинки, вымощенные мелкой галькой, и цветочные клумбы.

Само здание храма невысокое (одноэтажное) и не имеет апсид, но это вполне объяснимо, так как он располагается в помещении бывшей метеостанции (т. е. временно приспособленном). Зайдя в притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека, вижу место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же является образ Голгофы—большой деревянный крест с образом распятого Спасителя. Притвор расположен в западной части храма и символизирует земной мир, подчиненный законам времени и пространства.

Минуя притвор, сразу попадаю в центральное помещение, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире, поэтому оно и освещено лучше, чем притвор. А вот за этим миром располагается святая святых—алтарь. Он очень хорошо освещается и похож на рай. Алтарь—это священное место, где во время Божественной литургии является людям Иисус Христос. Алтарь огражден царскими вратами и поэтому входить туда разрешается только священнослужителям и церковнослужителям. Без разрешения священника или епископа никто не может находиться в алтаре. При этом все, кроме епископа и священника, должны заходить через боковые врата.

Во внешнем облике храма обращаю внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а пятый—самый высокий—Иисуса Христа. Не менее важна форма куполов. Сферическая символизирует вечность, шлемовидная—борьбу духовную. А у нашего храма купола в форме луковиц, что символизирует пламя свечи, обращающей нас к словам Иисуса Христа: «Вы—свет миру».

Не менее знаменателен и цвет куполов: золотой—символ небесной славы, синий со звездами посвящен Пресвятой Богородице и напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, ведь зеленый является цветом Святого Духа. В монастырях встречаются черные купола, считается, что черный—это цвет монашества. Купола нашего храма блистают на солнце золотым. Напротив храма построена звонница—сооружение для подвешивания колоколов. Звонницы были важным элементом древнегреческого зодчества.

Вместе со своим учителем я искренне благодарна Нелли Владимировне Мириной, которая помогла нам со сбором материала, оказавшегося очень ценным. Спасибо Ольге Александровне Апаносенок и Галине Владимировне Граммс, беседа с которыми дала мне много нового. Пусть история нашего Могочинского храма небольшая, но она заслуживает изучения. А впереди у него, я надеюсь, большое будущее!

 

Софья БАКШЕЕВА, ученица школы № 1, г. Могоча.

«Могочинский Рабочий» 12,16 апреля 2019 г.

Просмотры (337)